Проверки ПФР

Как и в случае с налоговыми проверками, проверки проводимые сотрудниками пенсионного фонда подразделяются на камеральные и выездные.

Сдача отчётности в пенсионный фонд по форме РСВ-1 является обязанностью лиц использующих наёмный труд. Любое представление документов подразумевает проверку, а в случае с плательщиками страховых взносов также и сверку – какв пространстве (по контрольным соотношениям), так и во времени, т.е. относительно предыдущей отчётности.

Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев с даты сдачи отчётности по начислению и уплате страховых взносов в фонд. В результате проведения камеральной проверки сотрудникипенсионного фонда стараются выявить: есть ли у отчитавшегося плательщика задолженность по взносам, верны ли суммы в расчетах, не нарушены ли сроки предоставления отчётности.Кроме этого проверкой устанавливается: имеются ли факты приуменьшения начислений при том же количестве работников, а также выявляются факты, когда сумма необлагаемая взносами большесуммы зарплаты работников или присутствует резкое сокращение количества работников.

Если нарушений нет, то проверка прекращается,и результат её не фиксируется. Если проверкой выявляется недоплата, то факт фиксируется в справке по проверке и выносится требование об уплате недоимки. Если же в результате проверки обнаружены нарушения, наказание за которые предусматривается законодательством, тогда составляется акт. Плательщику взносов предлагается подать на него возражения. Материалы рассматриваются руководителем отделения ПФи выносится решение – либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении.

Данные полученные в результате камеральной проверки могут быть положены в качестве обоснования для проведения проверки выездной.

Проведение выездных проверок сотрудниками пенсионного фонда может осуществляться один раз в три года и за трёхлетний период. План проведения проверок на наступающий год  утверждается в последнем кварталегода предшествующего и не позднее 25 декабря.

Проанализировав данные прошлых проверок, поступление взносов, а также оперативные данные из доверенных источников руководство пенсионного органа приступает к формированию Плана-графика выездных проверок.

Основания включения в оный рескрипт следующие:

  • несвоевременное предоставление как сведений о произведённых выплатах работникам, так и бухгалтерских расчетов по выплате страховых взносов в отчетном году, а также сведенийо трудовом стаже застрахованных;
  • плательщик является крупным (по мнению пенсионщиков) плательщиком взносов и имеет большое количество наемных рабочих;
  • организация слишком часто проводит выплаты или операции, стоимость которых не облагается взносами либо использует понижающий тариф;
  • по обнаруженнымв результате камеральной проверки расхождениям в отчётностях не были представлены пояснения в установленный законодателем пятидневный срок;
  • если задолженность по уплате в ПФ перевалила за два отчетных периода;
  • если количество работников осталось прежним, а сумма поступлений в фонд уменьшилась;
  • происходит неоднократное внесение изменений и корректировок в уже представленную отчетность.

А также, если в результате полученных из налоговой инспекции сведений, в фонде выяснили, что плательщик взносов замечен в  причастности к  схемам минимизации обязательств по уплате страховых взносов (допустим, увольнении работников из  организации и оформлении их в качестве ИП с заключением с ними договоров гражданско-правового характера).

Проверка пенсионного фонда всегда предваряется решением о её проведении, оно вручается представителю проверяемого лица.Совместно с решением вручается требование о представлении заверенных копий документов, необходимых проверяющим для проведения проверки. Копии заверяются уполномоченным лицом –нотариальноезаверение не требуется. Подлинники документов представляются по месту проведения проверки и изъятию не подлежат.

На представление запрошенного дается 10 рабочих дней. В течение дня вручения требования проверяемый может представить письменное уведомление о невозможности предоставления документации в указанный срок и ходатайствовать о его продлении.

В течение двух дней руководитель проверки рассматривает уведомление и принимает дополнительное решение – либо о продлении срока, либо об отказе. Непредставление запрашиваемого в срок или,вообще, отказ – влекутадминистративное наказание в виде штрафа: по двести рублей за каждый непредставленный документ.

Выездная проверка проводится по месту нахождения страхователя. В случае, если у проверяемого отсутствует помещение для проведения проверки, она может быть осуществлена по месту нахождения фонда. Если же страхователь отказывается пропустить проверяемых на свои объекты, топроверяющими составляется акт, на основании которого инициатор проверки волен самостоятельно определить сумму страховых взносов.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев и по окончании проверки составляется справка о её результатах. Проводимая проверка может быть приостановлена не более чем на шесть месяцев в случае,если возникла необходимость истребования документов относящихся к проверке, либо возникла необходимость перевода на русский язык, либо необходимо истребование документов за пределами России. В случае приостановления проверки подлинники документов возвращаются, а действия на территории прекращаются.

Необходимо отметить особенности проверки юридического лица в случае его ликвидации или реорганизации, нахождении в стадии банкротства. Особенность её в том, что она не привязана к трёхлетнему сроку от даты осуществления последней проверки.Кроме того, такая проверка должна быть не только осуществлена в течение двух месяцев после публикации информации о ликвидации, (т.е. до составления ликвидационного баланса),но итак, чтобы в указанный срок по её результатам было вынесено решение, а также, даже вручено требование об уплате взносов, пеней и штрафов.

Выездная проверка обособленного подразделения юрлица, имеющего головную организацию в другом регионе, проводится по месту нахождения обособленного подразделения.Акт о результатах проверки направляется в орган ПФ по месту нахождения головной организации. В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности, решение выносит руководитель (или его заместитель) органа проводившего проверку.

По результатам проверки составляется справка и затем, в течение двух месяцев, акт, который,в свою очередь, в течение пяти дней должен быть вручен проверяемому лицу для представления возражений.

Рассмотрев справку, акт с приложенными документами (как обосновывающими выводы, изложенные в ходе проверки, так и возражения проверяемого) руководитель территориального органа Пенсионного фонда проводившего проверку либо выносит решение о привлечении к ответственности, определяя  размер недоимки, пеней и штрафа, либо решение об отказе в привлечении.

Поскольку целью выездной проверки являетсяконтроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном социальном страховании, включающий в себя не только правильноеначисление, но и полноту удержания, а также произведённое вовремя перечисление (уплату) страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды (т.е. не только пенсионный, но и в ФОМС, территориальные фонды ОМС), а также и в ФСС, и, кроме того, представлениестраховщиками сведений персонального учета о застрахованных лицах, то выездные проверки, зачастую, проводятся совместно с сотрудниками Фонда социального страхования.

Юридическая помощь, направленная на фиксирование как фактов нарушений законодательства, обнаруженных проверяющими, так и грамотного представления контраргументов, в случае возникновения спора по результатам проведённой проверки, должна быть не только квалифицированной, но и своевременной.



Юристы-Эксперты