Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка – это анализ налоговой декларации и документации налогоплательщика на их соответствие нормам законодательства, касающихся налогов и сборов.
Хотя владельцы бизнеса знают, что избежать налоговых инспекций невозможно, встреча с ревизором все же мало кому приносит радость. Единственный выход из этой ситуации заключается в тщательной подготовке к таким ревизиям. Важно знать об общих правилах проверок, а также ошибках, которые часто допускают налоговики. Благодаря этому, в некоторых случаях можно обжаловать результаты ревизий. Давайте детальнее поговорим о нюансах камеральных проверок, которые должен знать каждый предприниматель.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка – это тщательная ревизия финансовой отчетности физ.лиц, индивидуальных предпринимателей, компаний и т.д. Она начинается в день подачи налоговой декларации в соответствующие органы. При чем, налоговая проверка представленной отчетности осуществляется лишь за период, который охватывает конкретная декларация. То есть, для этого вида ревизий, инспекторам не нужно иметь разрешение руководства ИФНС, поскольку ревизия начинается по факту сдачи отчетности. При чем, специальное уведомление о начале инспекции проверяемое лицо не получает.
Главной целью налоговой проверки является предотвращение нарушений НК РФ, взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных сумм налогоплательщиками, привлечение виновников правонарушений к ответственности, согласно действующему налоговому законодательству. Также во время таких инспекций осуществляется рациональный отбор «потенциальных претендентов» для выездных налоговых инспекций.
Камеральная налоговая проверка неизбежна для тех, кто:
- предоставляет декларацию по налогам, которые необходимо уплатить;
- уплачивает НДС, работая в рамках ТС;
- сдает единую упрощенную декларацию;
- является налоговым агентом;
- не обязан уплачивать НДС, поскольку использует льготу по НДС и т.д.
Во время того, как будет осуществляться налоговая проверка, налогоплательщик вправе:
- защищать свои права;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- выступать как самостоятельно, так и действовать через представителя;
- выдвигать возражения по поводу действий ИФНС в суде и вышестоящих органах.
Стоит отметить, что, согласно Налоговому кодексу, для каждого налога указаны конкретные сроки, согласно которым должна подаваться налоговая декларация. В случае несвоевременной подачи отчетности и ее задержке на 10 дней и более, органы налогового контроля имеют право осуществить блокировку счетов компании. Их разблокировка проходит на следующий день после того, как будет предоставлена налоговая декларация в органы налогового контроля.
Камеральная проверка: правила и порядок проведения
Камеральная налоговая проверка проходит согласно регламенту, который детально описан в ст. 88 НК РФ.
В упрощенном варианте, ход данного вида инспекций можно сформулировать так:
- сдача декларации;
- регистрация отчетности в системе ИФНС;
- проверка декларации, учитывая контрольные соотношения;
- проверка показателей, указанных в отчетности, за текущий и прошлый периоды;
- сравнение данных декларации с информацией, которая указана в других документах, например, в отчетах по другим налогам. Это осуществляется для выявления расхождений;
- если ошибки в налоговой декларации небыли обнаружены, камеральная проверка успешно заканчивается. При наличии нарушений и противоречий, возможно проведение углубленной камеральной проверки;
- при выявлении ошибок, проверяемому лицу высылают требования, касающиеся предоставления документации для пояснений. Если причина противоречий не была обнаружена или нарушения подтверждены, инспектор составляет акт камеральной проверки.
Если проверяемое лицо подает пояснения, касающиеся ошибок или противоречий, допущенных в налоговой декларации, он также имеет право предъявить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и другую документацию, что может подтвердить корректность данных, указанных в декларации.
Инспектор налоговой службы, в свою очередь, обязан детально проанализировать представленную налогоплательщиком информацию. В случае, если после изучения пакета документов, в том числе выписки из регистров, не будет найдено ошибок, акт о проверке не оформляется. При чем, в таких случаях очень часто бывает, что налогоплательщик даже не знает, по какой именно декларации проводилась камеральная налоговая проверка.
Если же пояснения декларантом небыли представлены, либо был обнаружен факт налогового правонарушения, контролирующие органы должны составить акт в соответствии с НК РФ.
В тех случаях, когда налогоплательщик предъявляет НДС к возмещению из бюджета или льготы, в обязательном порядке осуществляется углубленная камеральная проверка. Во время столь тщательной ревизии, инспектор имеет право затребовать документы, подтверждающие достоверность прав проверяемого лица на льготы.
Камеральная налоговая проверка – это комплекс мероприятий налоговых инспекторов.
В зависимости от направления, ее разделяют на такие виды:
- арифметическую;
- формальную;
- непосредственно камеральную проверку;
- нормативную.
Арифметическая камеральная проверка представляет собой процедуру проверки правильности арифметических подсчетов показателей, указанных в декларации. То есть, особое внимание акцентируется на подсчете итоговых сумм, как по вертикали, так и по горизонтали.
Формальная налоговая проверка заключается в анализе предоставленной налогоплательщиком отчетности, на ее соответствие установленным законодательством формам. Акцентируется внимание на правильности указания реквизитов, а также других важных данных, заполнение которых является обязательным, согласно правовым актам. Налоговая декларация – это официальный документ, поэтому в нем не должно быть неоговоренных исправлений.
Если в какой-либо графе отсутствует информация, в обязательном порядке должен быть прочерк, либо присутствовать ссылка, подтверждающая отсутствие оснований для заполнения конкретной графы. Во время формальной налоговой проверки, осуществляется сверка подписей руководителя и бухгалтера с образцами, имеющимися в органах налогового контроля.
Непосредственная камеральная проверка заключается в ревизии документов, а том числе цифровых данных, согласно которым налогоплательщик определяет, какую сумму налога необходимо оплатить в бюджет.
Под нормативной налоговой проверкой подразумевают анализ содержания документов, с точки зрения законодательной нормативной базы о налогах и сборах. Такой вид инспекций дает возможность обнаружить факты необоснованного списания средств, некорректности применения ставок по налогам и пр.
Камеральная налоговая проверка: сроки
Камеральная налоговая проверка – это комплекс мероприятий, который занимает достаточно много времени. Поэтому такая налоговая проверка может длиться около 3 месяцев, с момента подачи декларации. В некоторых случаях, она заканчивается раньше, если инспекторы выполнят свою работу раньше.
Хотя камеральная налоговая проверка, сроки которой варьируются, может длиться на протяжении столь длительного периода, при необходимости в осуществлении дополнительных процедур, есть вероятность, что она затянется еще на 1 месяц. Информация об их порядке проведения и назначениях указана в п. 6 ст. 101 НК РФ.
Хотя ревизорам нельзя проводить налоговый контроль более 3 месяцев, на практике ИФНС часто нарушает установленные законодательством сроки. Но, как показывает практика, это ничем не грозит. К тому же, камеральная налоговая проверка, сроки которой были нарушены, является официальной процедурой, а затягивание ревизии зачастую считают несущественными, соответственно, они не являются причиной отмены решения, которое принимает инспектор.
Стоит отметить, что с 3.09.2018, налоговая проверка по НДС длиться не более 2 месяцев. Но нужно учитывать, что в случае, если будут найдены ошибки в налоговой декларации, свидетельствующие о нарушении законодательства, срок проверки может быть продлен до 3 месяцев. Данные нововведения касаются деклараций по НДС, которые были поданы после принятия закона, то есть, после 3 сентября 2018 года.
Камеральная проверка декларации по НДС
Каждая налоговая декларация по НДС изучается с особой тщательностью. Вполне логично, что столь серьезный подход к инспекциям обоснован необходимостью возмещения средств с государственного бюджета.
Проверка деклараций по НДС является отдельной категорией камеральных проверок. Она более глубокая, детальная и, соответственно, так нелюбима налогоплательщиками. Инспекторы могут осуществлять широкий спектр налоговых мероприятий. Например:
- опрашивать свидетелей;
- посещать компанию, производство, склады;
- проводить выемку документации;
- запрашивать документы у контрагентов;
- осуществлять экспертизу почерка в предоставленных документах и пр.
В любом случае, налоговый орган вправе затребовать большое количество документов, а также пояснения. Наличие ошибок и даже мелких недочетов приводит к отказу в возмещении НДС.
Камеральная налоговая проверка по НДС имеет свои особенности. Согласно п.1 ст. 176 Налогового кодекса РФ, после того, как будет предоставлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, согласно которой общая сумма налога больше, чем сумма вычетов, органы налогового контроля анализируют, обоснованная сумма налога или нет (согласно порядку, установленному ст. 88 НК РФ).
Начиная с лета 1 июля 2017 года, для добросовестных налогоплательщиков действует упрощенная процедура камеральных проверок по НДС. Это обусловлено возможностью применения инспекторами автоматизированного контроля за операциями налогоплательщика и его контрагентов.
Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые вычеты, согласно ст. 172 НК РФ. Самым важным документом являются счета-фактуры, но, как показывает практика, также истребуют книги покупок и продаж, так как они подтверждают право на налоговые вычеты. Во многих судах считают, что проверить обоснованность применения налоговых вычетов без счет-фактур невозможно, так как они являются подтверждением корректности расчетов. К тому же, налоговая декларация составляется на основе всех документов налогового учета, в том числе и счет-фактур.
Срок возмещения НДС рассчитывается с момента завершения камеральной проверки (согласно ст. 176 НК РФ). Если в представленных документах не было обнаружено ошибок, контролирующие органы обязаны вынести решение о частичном или полном возмещении НДС. Хотя достаточно часто бывает, что на протяжении периода, когда осуществляется налоговый контроль, инспекторы находят ошибки, поэтому отказывают в налоговом вычете. Это обусловлено рядом причин, среди которых самая распространенная – неправильное оформление счет-фактур, а точнее, в некорректном указании реквизитов. В таком случае, доказать правомерность налоговых вычетов по НДС достаточно трудно.
Также одной из проблем, с которой сталкиваются налогоплательщики, является расшифровка подписи в счет-фактуре. Хотя в Налоговом кодексе РФ не указано, что подпись обязательно должна быть, в счет-фактуре предусматривается ее наличие. Но, по мнению инспекторов, отсутствие подписи лица, визировавшего документ, может являться причиной отказа в вычете по НДС. Достаточно часто в арбитражных судах поддерживается данное мнение. Только при всесторонней помощи опытных юристов, можно доказать, что не расшифрованные подписи не являются нарушением, и, тем более, причиной для отказа в получении налоговых вычетов по НДС.
При отсутствии ошибок, налоговая проверка заканчивается и в 7-дневный срок принимается решение о возмещении по НДС. Возврат средств на расчетный счет компании осуществляет казначейство на протяжении 5 рабочих дней.
Важно! Хотя на первый взгляд кажется, что возмещение по НДС – процедура беспроблемная, это совсем не так. В особенности, когда речь идет о больших суммах, пройти налоговый контроль проводится с особой тщательностью. Помощь юристов-профессионалов позволяет избежать ошибок, правильно оформить все документы и отстоять свои права на получение возмещений по НДС.
Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль
Вернуть излишне уплаченные налоги на прибыль вполне возможно, но только после того, как будет закончена налоговая проверка соответствующей декларации. Их возвращение регламентируется ст. 78 НК РФ. Для начала, анализу поддаются показатели в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также некоторых деклараций. Если же налоговая декларация и другая документация не имеет логической связи, инспектор вправе потребовать пояснений.
Самыми распространенными причинами для затребования пояснений являются следующие:
- отражение убытка по некоторых хозяйственным операциям, по которым в особом порядке определяется финансовый результат;
- расчет налога по сниженным показателям;
- указание в налоговой декларации трат на целевое финансирование и т.д.
Делая выводы, стоит отметить, что особое внимание инспекторами обращается на то, как оформлена налоговая декларация. В случае, если противоречий и ошибок не найдено, но требовать какие-либо документы или пояснения инспекторы не имеют права.
При неправильном указании данных в декларации и другой отчетной документации, все же придется представлять документы, подтверждающие правильность исчислений.
Чтобы избежать проблем с инспекторами налоговой службы, следует уделить особое внимание оформлению деклараций. При отсутствии опыта, рекомендуется обращаться к специалистам, знающим все тонкости такой работы.
Не нужно забывать о том, что декларации и другая документация с ошибками, поданные в налоговый орган, могут стать основанием для выездной проверки.
Предмет камеральной проверки
Основной документацией, на основе которой осуществляется камеральная налоговая проверка, является декларация и другая отчетность, которую представляет налогоплательщик в органы контроля. К ним относятся:
- налоговые декларации за прошлые периоды;
- документация, представленная контролирующему органу при проведении первоначальной камеральной проверки;
- документы, которые имеются в органах налогового контроля после осуществления выездных, камеральных и других проверок;
- документация, которую налоговый орган получил в процессе реализации других функций, которые входят в компетенцию инспекторов;
- постановления (решения) налоговых органов;
- уведомления, которые были получены от третьих лиц и налогоплательщика;
- данные, предоставленные правоохранительными и другими органами, а также внебюджетными организациями и пр.
Одним из спорных нюансов в ходе налогового контроля, является список документации, которую могут требовать инспекторы. Согласно ст. 88 НК РФ, соответствующие органы имеют право истребовать документы, получать объяснения и дополнительные сведения. Но точного списка документации нет.
Опытные юристы неоднократно сталкиваются с такими ситуациями, поэтому знают, в каких случаях налогоплательщик вправе отказать инспекторам в предоставлении документации. Например, если в требованиях ревизора не указан точный перечень документации, то данное уведомление можно считать недействительным. Таким образом, при поддержке юриста, можно существенно сократить время камеральной проверки и предоставлять органам налогового контроля лишь ту информацию, которая действительно необходима. Например, инспектор имеет право истребовать:
- сведения, свидетельствующие о правомерности применения вычетов по НДС;
- документы и сведения, подтверждающие достоверность данных, касающихся прав на льготу при налогообложении;
- документы, подтверждающие правильность исчислений и уплаты налогов, касающихся использования природных ресурсов.
Важно понимать, какая документация является обязательной, а какая дополнительной. Консультация юриста при затребовании документации налоговыми органами может существенно изменить решение камеральной проверки в лучшую сторону для проверяемого лица.
Причины истребования документов во время инспекции
Камеральная налоговая проверка, по сравнению с выездными инспекциями, существенно ограничивает права инспекторов, касающихся истребования документации, а также запросу пояснений. То есть, они не имеют права их требовать без объективных на то причин.
Основаниями для истребования пояснений и документации, являются следующие случаи:
- неправильно оформлена налоговая декларация. Наличие ошибок – самая часто встречающаяся проблема. Противоречия в отчетности, несоответствие финансовых данных и т.д., всегда приводит к истребованию документации, пояснениям и подачи дополнительной, уточняющей декларации. В некоторых случаях, расхождения являются вполне объяснимыми, но пояснения все же приходиться давать;
- декларация по прибыли с убытком. Контролирующие органы имеют право истребовать пояснения, касающиеся детализации размера убытка;
- подача «уточненки». Если в ней указан меньший налог, либо сумма убытка завышена, инспектор может затребовать пояснения. Также перечень требуемых документов может быть значительно шире в случае, если такая декларация подается через 2 и более года после дня окончания срока, выделяемого для подачи декларации;
- наличие льгот в декларациях. Если проверяемое лицо воспользовалось льготами, налоговый орган вправе потребовать представить документацию, подтверждающую право на их получение;
- возмещение НДС. Когда осуществляется камеральная налоговая проверка по НДС, дополнительная документация запрашивается практически всегда, даже в случаях, когда вопросов к отчетности у инспекторов нет.
В зависимости от ошибок, которые нашли инспекторы, изучая налоговую декларацию, контролирующие органы требуют различные пояснения.
Причины затребования | Что делать? | |
Нестыковки | Расхождения в декларации по НДС и доходов в декларации по налогу на прибыль. | Они не являются ошибками. Это обусловлено необходимостью в отдельных случаях признавать доход по налогу на прибыль, хотя по НДС они не облагаются. При этом, налогоплательщик имеет право самостоятельно решать, давать пояснения или отказаться от них. |
Расхождения в данных по НДС покупателя и продавца | Если поступило требование в пояснениях, налогоплательщик должен сдать либо «уточненку», либо же пояснения. В ином случае, согласно ст. 129.1 НК РФ, ревизоры имеют право оштрафовать налогоплательщика на 5 тыс. рублей и даже больше. | |
Льготы | Если налогоплательщик использует льготы, дополнительная документация запрашивается всегда. | В таком случае на предоставление пояснений и запрашиваемой документации отводится 5 и 10 дней соответственно. |
Динамика расходов | В случае если расходы налогоплательщика растут быстрее, чем его доходы, в контролирующих органов возникают вопросы, касающиеся искусственного завышения расходов. Соответственно, запрашиваются расчеты затрат на все материалы. | Хотя декларант не обязан осуществлять такие расчеты, все же лучше предоставить требуемую информацию, так как в ином случае, его могут вызвать в налоговую службу для дачи пояснений. |
Если при проведении камеральной проверки были выявлены ошибки в налоговой декларации, расхождения или факты несоответствия указанных сведений, ИФНС сообщает об этом налогоплательщику и требует дать пояснения, либо откорректировать данные в налоговой декларации, путем подачи уточняющей.
Пояснения можно отправлять как по почте в письменном виде, так и по телекоммуникационным каналам связи, но в последнем случае, обязательно с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Для реализации поставленных задач, касающихся дачи пояснений или подачи отчетной документации, налогоплательщику отводится 5 рабочих дней.
Важно отметить! Начиная с 2017 года, все пояснения по НДС, касающиеся камеральной проверки, подаются исключительно в электронном виде по ТКС по формату, установленному ФНС. Соответственно, бумажные экземпляры не являются сданными, даже если они были ранее направлены в контролирующие органы. Если пояснения в электронном виде будут сданы не вовремя, наступает ответственность, согласно ст. 129.1 НК РФ. При этом, за первую задержку, сумма штрафа составляет только 5 тыс. рублей, а за повторные – 20 тыс. рублей (согласно п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Многие предприниматели не знают, что в некоторых случаях можно отказаться от предоставления запрашиваемых документов. Это возможно в случае, если налогоплательщик не имеет возможности их предъявить на протяжении 10-дневного срока по причине их отсутствия. Соответственно, необходимо уведомить налоговый орган не позднее следующего дня после получения требования о запросе документации, с указанием причин и сроков, на протяжении которых просьба инспекторов будет выполнена.
Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 25 января 2017 года №ММВ-7-2/34@. Согласно этой форме, причиной отказа может быть отсутствие затребованных документов (их потеря, либо попросту не составления, так как не было необходимости).
Важно помнить, что отправить отказ нужно оперативно, так как в ином случае придется все же искать документы и составлять их, чтобы подать пояснения вовремя и не платить штраф. При таких обстоятельствах, консультация и помощь опытного юриста зачастую бывает просто необходимой.
Стоит отметить, что запросы документов, основаны на ст. 88 НК РФ, считаются обоснованными. Отказ из-за отсутствия документации должен быть максимально оперативным. При чем, если в налоговом органе есть информация о том, что налогоплательщик предоставил свои обязательства перед бюджетом в ином виде, чем его контрагент, отказ в предоставлении документов может привести к дополнительным вопросам инспекторов, и точно не уменьшит их интерес к спорной сделке. Поэтому налоговая декларация должна быть правильно оформлена, иначе будет необходимость предъявлять сведения, подтверждающие законность совершенных операций, а также обоснованность получения налоговой выгоды налогоплательщиком.
В случаях, когда камеральная налоговая проверка затягивается из-за возникших у инспекторов вопросов, практически всегда назначается углубленная проверка. Ее процедура может варьироваться в зависимости от оснований назначения. Во время таких пристальных инспекций, ревизоры детально изучают представленные налогоплательщиком документы и пояснения, а также осуществляют дополнительные процедуры налогового контроля.
Результат и возражение на результат камеральной проверки
Если налоговая декларация была подана в срок и ни в ней, ни в другой отчетности не было найдено ошибок, камеральная проверка автоматически заканчивается. При чем, никаких специальных уведомлений об этом налогоплательщик не получает. Исключением являются камеральные проверки по НДС с возмещением.
Если же, осуществляя налоговый контроль, инспекторы выявили нарушения, порядок действий таков:
- согласно ст. 100 НК РФ, составляется акт камеральной проверки (на протяжении 10 дней после ее окончания);
- налогоплательщику вручают акт камеральной проверки на протяжении 5 рабочих дней после его составления;
- в случае, если налогоплательщик не возражает против выявленных противоречий и ошибок, он либо корректирует данные, путем подачи уточненной налоговой декларации, либо уплачивает налоги, согласно тем доначислениям, которые указаны органами контроля. Стоит отметить, что подавая уточненную налоговую декларацию, налогоплательщик должен быть готов к новой камеральной проверке;
- если же есть возражения по поводу указанных в акте недочетов и ошибок, налогоплательщик имеет право подать возражение на акт налоговой проверки. Также представляются иные документы подтверждающие достоверность данных, указанных в декларации. Подать возражение можно на протяжении 1 месяца;
- в обязанности руководителя налогового органа входит изучение материалов проверки, представленного декларантом возражения и других документов. После этого, он принимает решение либо об отказе, либо о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. Вынести свое заключение руководитель ИФНС обязан на протяжении 10 рабочих дней после того, как закончится срок представления возражений.
О дате рассмотрения представленных налогоплательщиком материалов, его должны уведомить инспекторы.
Важно! Если у руководителя налогового органа возникли вопросы или есть необходимость в проведении дополнительных процедур налогового контроля, он имеет право продлить срок рассмотрения материалов проверки максимум на 1 месяц. Такие ситуации являются типичными для камеральных проверок по НДС.
Результаты камеральной проверки: составление акта
Акт камеральной налоговой проверки оформляется лишь в случае, если во время инспекции были обнаружены нарушения. Документ составляется согласно форме, утвержденной приказом ФНС от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@. Оформление акта осуществляет инспектор, который должен поставить свою подпись. Налогоплательщик или его представитель, также обязан подписаться под этим документом.
Во время составления акта, строго соблюдаются следующие правила:
- в нем должны содержаться сведения, установленные НК РФ;
- количество экземпляров – 2 штуки;
- в акте должны присутствовать подписи налогоплательщика (или его представителя), а также инспектора;
- оформление акта осуществляется на протяжении 10 рабочих дней после завершения проверки, во время которой были обнаружены правонарушения;
- на протяжении 5 рабочих дней, акт должен быть вручен проверяемому лицу, либо его представителю.
Акт проверки издается либо в электронной, либо бумажной форме. Он состоит из 3 частей:
- вводной (общие положения);
- описательной (установленные факты);
- итоговой (результаты проверки, рекомендации, касающиеся устранения выявленных правонарушений, ссылки на статьи Налогового кодекса, в которых указана информация об ответственности за обнаруженные нарушения).
Особое внимание уделяется описательной части. Все обнаруженные факты правонарушений должны быть объективными, обоснованными и детально описанными. При этом, в обязательном порядке должны быть указаны ссылки на доказательства (документы), подтверждающие наличие правонарушения. Субъективные утверждения не допустимы.
Решение по проверке
Налоговый орган вправе выносить решения, касающиеся камеральных проверок, не позже, чем через 3 месяца с момента ее начала. Если было решено привлечь проверяемое лицо к ответственности, ему детально описываются обстоятельства правонарушения, которые были определены после изучения предоставленной отчетности. Также предоставляются ссылки на документы, подтверждающие факт существования самого нарушения и применяемые меры ответственности. Налогоплательщику также предоставляются рекомендации об уплате неуплаченного налога (частично или полностью), пени (за несвоевременное перечисление средств в государственный бюджет), налоговых санкций.
Если после того, как была осуществлена камеральная налоговая проверка, инспекторы приняли решение об отказе в привлечении проверяемого к ответственности, в обязательном порядке указываются обстоятельства совершенного нарушения. Также указываются сведения, в том числе документальные, подтверждающие достоверность данных обстоятельств, а также тех, которые исключают возможность привлечения проверяемого лица к ответственности (с указанием пункта ст. 100 НК РФ).
В случае, если было принято решение о дополнительном проведении различных процедур контроля, в обязательном порядке указываются обстоятельства, подтверждающие их необходимость, а также список конкретных мероприятий, согласно которому будет осуществляться налоговый контроль.
Решения, принятие органами налогового контроля, вручаются под расписку либо декларанту, либо его представителю. Возможны и другие способы передачи, где указывается конкретная дата получения решения. При отправлении решения заказным письмом, оно считается полученными через 6 дней после отправки. Через 10 дней после принятия решения, налоговый орган вправе требовать оплату частично или полностью неоплаченного налога и пени.
Как оспорить результат камеральной проверки
В случае, если проверяемое лицо не согласно с решением инспекторов налоговой службы, он имеет право обжаловать его. Для этого необходимо подать соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган, а, если его вердикт также не устроит, – в арбитражный суд.
Чиновники рангом выше имеют право рассматривать жалобу не более, чем 1,5 месяца. Они изучают акт камеральной проверки, документы, подтверждающие невиновность налогоплательщика, непосредственно саму жалобу. После чего, возможны 3 варианта развития событий:
- жалоба может быть не удовлетворена. То есть, решение инспекторов остается неизменным;
- частичное или полное изменение решения налоговой службы. Во втором случае, принимается новое решение;
- отмена решения полностью (в случае, если в представленных документах приведено достаточно фактов невиновности налогоплательщика).
Налогоплательщик получает письмо с результатами вердиктом вышестоящего налогового органа через 3 дня после его принятия.
Обращаться в арбитражный суд рекомендуется после того, как будет обжалован акт камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе. Чтобы подать иск, у налогоплательщика есть 3 месяца со дня получения решения по жалобе.
Срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности
Срок давности по правонарушениям, которые были обнаружены во время того, как осуществлялся налоговый контроль, составляет 3 года. Его рассчитывают либо непосредственно с момента совершенного правонарушения, либо со следующего дня, как был закончен налоговый период, во время которого было осуществлено правонарушение и до момента, когда было принято постановление о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Такое исчисление срока давности привлечения к ответственности актуально для всех правонарушений. Исключением являются грубые ошибки, сделанные при учете расходов и доходов, а также полная или частичная неуплата налога (ст. 120 и 122 НК РФ).
Если налогоплательщик всячески препятствовал инспекторам и камеральная налоговая проверка проведена не полностью, течение срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности приостанавливается.