Возмещение НДС


Notice: Undefined property: stdClass::$pageInfo in /var/www/e-romanova/data/www/nalogovi-urist.ru/wp-content/plugins/fluid-video-embeds/fluid-video-embeds.php on line 681

Notice: Trying to get property 'totalResults' of non-object in /var/www/e-romanova/data/www/nalogovi-urist.ru/wp-content/plugins/fluid-video-embeds/fluid-video-embeds.php on line 681

Налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам и уплачивается в соответствующий бюджет и может быть возмещен из этого же бюджета.

Возмещение НДС из бюджета является одной из самой животрепещущих тем во взаимоотношениях налогоплательщика и фискального органа.

И как показывает практика по налоговым спорам, отказы в заявленном возмещении НДС является одной из самой разнообразной категорией в налоговых спорах.

Организации и предприниматели, применяющие основную систему налогообложения, согласно азам налогового законодательства обязаны в первую очередь уплачивать этот вид налога. Обязанность по уплате возникаетпри реализации товаров,выполнении работ, предоставлении услуг (подтверждённых актом выполненных работ или оказанных услуг). А также в случае ввоза товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплачивается этот вид налога в виде таможенного платежа.

Воспользовавшись предоставленным законодателем правом на использование налогового вычета, плательщик НДС может тем самым не платить налог, а наоборот возместить, предъявленный поставщиком товара или представленный исполнителем работ (услуг)указанный налог, или уплаченный таможенный налог.

Налоговые вычеты, позволяющие уменьшить сумму уплаченного НДС, перечислены в статье 171 Налогового Кодекса.

Воспользоваться правом на возмещение (вычет) НДС можно в следующих случаях:

  • при ввозе товара на территорию России товаров, работ или услуг признанных объектами обложения НДС или предназначенных для перепродажи,
  • покупателями налоговыми агентами, состоящими на учёте в ИФНС и исполняющих обязанности налогоплательщиков, уплативших этот вид налога;
  • возврата товара (в том числе гарантийного) или отказа от оплаченных работ или услуг.
  • подрядным организациям при проведении ими работ по капитальному строительству, а также приобретении товаров для их выполнения;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и связанных с имуществом, предназначенным для совершения операций, облагаемых указанным налогом и стоимость которого подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль организации;
  • по командировочным и представительским расходам (включая наём жилья);

А также в некоторых других предусмотренных законом случаях.

Особенность ситуации здесь в том, что учёт налоговиками применения вычетов не установлен законом как обязанность ФНС. Хотя сумма НДС,  подлежащая уплате в бюджет, определяется законодателем не только как сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, но и как одновременно уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового Кодекса РФ. Но при этом использование самих налоговых вычетов определено законом не как обязанность, а как право налогоплательщика, т.е. воспользовался – молодец, не воспользовался – ходи голодным.

При этом постулат Конституции о социальном Государстве, т.е. о Государстве заботящимся в том числе и о налогоплательщике НДС и, по логике вещей, обязанном самостоятельно, в данном случае в лице своих налоговых сотрудников, определить действительную сумму налогового обязательства подлежащую уплате в казну – постулат этот как-то во внимание не принимается. Хотя дух Закона в данном случае говорит скорее о почётной обязанности государства, нежели о предоставляемой им льготе или ещё того горше, представленному праву требования выдачи из казны.

Законодательно определены три условия для принятия к вычету сумм НДС и заявления к возмещению НДС:

  • приобретённые товары, либо работы и услуги, или имущественные права должны быть приобретены для операций подлежащих обложению НДС. Невозможно возместить НДС, если товарные операции  подлежат налогообложению в рамках ЕСХН, УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения или осуществляются лицами, не являющимися плательщиками НДС.
  • необходимо, чтобы товары (работы, услуги), имущественные права были приняты к бухгалтерскому учету в соответствии с его правилами.То есть в соответствии с судебной практикой, сложившейся на сегодняшний день, необходимо установить факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете, вобщем, счет, на котором они будут отражены, значения не имеет. Однако в случае вложения приобретенного во внеоборотные активы, необходимо его оформление на учете в качестве основных средств.
  • необходимо наличие надлежаще оформленной счет-фактурыкоммерческого партнёра и соответствующие первичные документы в соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте».Которые служат основанием для постановки на учёт.Либо надлежаще оформленная таможенная декларация, подтверждающая фактическую уплату НДС.

Для того чтобы заявить НДС к возмещению, в-первую очередь налогоплательщиком по месту его постановки на налоговый учет подается налоговая декларация с заявленным НДС квозмещению.Декларация подаётся по общему правилу не позднее двадцать пятого числа месяца, следующего за налоговым периодом.

По поданной декларации в обязательном порядке налоговой службой проводится камеральная проверка. Налогоплательщик должен быть готов предоставить по запросу проверяющих книги покупок и продаж, первичные документы бухгалтерского учета (счета-фактуры, товарные накладные, акты), договоры, документы подтверждающие транспортировку и иные необходимые документы подтверждающие налоговый вычет.

По результатам произведенной камеральной проверки, если нарушения не выявлены, то в течение  семи дней ФНС принимается решение о возмещении НДС.

Налог на добавленную стоимость может быть возмещён и в заявительном порядке путем предоставления также налоговой декларации и банковской гарантии. При таком возмещении НДС в порядке ст. 176.1 НК РФ налог возвращается налогоплательщику до окончания налоговой проверки, а даже по сути до ее начала.

Если же налоговыми инспекторами выявляются нарушения законодательства, то следует понимать, что выявляются они в рамках проведённой камеральной проверки и обжалуются непосредственно как её решение.

То есть, не всегда процесс возврата НДС из бюджета проходит гладко, случается, что этот возврат происходит в судебном порядке. Но необходимо отметить, что судебная практика не однозначна: некоторые суды считают, что расходы, по которым заявляется вычет НДС, должны быть связаны непосредственно с производственным процессом, так, например, не будет правомерен возврат НДС при ввозе на территорию РФ запасных частей, используемых при проведении гарантийного ремонта оборудования налогоплательщиком, осуществившим ввоз.

Более того, решившему воспользоваться правом, причём правом, определяющим закон как таковой (надо платить исчисленный и уменьшенный на сумму вычетов НДС) надо быть готовым к отстаиванию своего права в судебном порядке.

Вкратце перечислим некоторые причины, по которым ИФНС может отказать в возмещении НДС. Причиной отказа могут служить:

  • экономическая необоснованность расходов, по которым заявлен вычет;
  • убыточность или осуществление сделок с низкой рентабельностью хозяйственных операций;
  • производство оплаты приобретаемого имущества, работ, услуг или имущественных прав за счет  заемных средств, денежных средств, полученных по инвестиционному договору,  средств уставного капитала организации.
  • в случае приобретения транспортных средств или недвижимости, отсутствие их государственной регистрации.
  • взаимоотношения с фирмами-однодневками и отсутствие реальности финансово-хозяйственных операций.
  • пороки в первичных документах.
  • не подтверждение контрагентом финансово-хозяйственных взаимоотношений при их фактическом наличии.
  • взаимозависимость контрагентов.
  • иные случаи, в том числе на усмотрение налогового инспектора.

Причина отказа не должна являться камнем преткновения, поскольку при соблюдении перечисленных выше условий, необходимых для получения вычета по НДС, право на возмещение НДС  у налогоплательщика сохраняется. В ситуации отказа, а он, как показывает действующая судебная практика, всегда небесспорен, реализация этого права переходит в плоскость обжалования решения камеральной проверки по НДС вышестоящему должностному лицу ФНС, а затем в суд.

Сумма налога, подлежащего возмещению из бюджета засчитывается в счёт задолженности по пеням и штрафам, как по НДС, так и по другим налогам, отнесённым к категории федеральных. Если же указанных задолженностей не имеется, то она может быть зачтена в счёт будущей уплаты или же возвращена налогоплательщику на его расчетный счет.

Кроме того, если по результатам камеральной налоговой проверки НДС всё-таки был возмещен, то не факт что по результатам выездной налоговой проверки будет такой же результат. А также при смене юридического адреса (миграции) необходимо учитывать заявленный НДС к возмещению, ведь согласно внутренним инструкциям налоговой службы возмещенный ранее НДС из бюджета является поводом для назначения выездной налоговой проверки.

Таким образом, на первый взгляд кажущуюся простой процедура возмещения НДС на самом деле имеет достаточно большое количество подводных камней, влекущих за собой отказ в возмещении налога, а соответственно доначисление налога, пени и штрафов.



Юристы-Эксперты