Выездная налоговая проверка

Налоговая наезжает – поскольку обычно выездная проверка проводится с выездом к налогоплательщику и проходит в его помещении, так сказать, непосредственно в месте нахождения, как бухгалтерских документов, так и налоговых активов.

Основанием для проведения выездной проверки служит решение руководителя налогового органа о её проведении. Именно в нём, согласно действующему законодательству, определяется, в отношении кого будет проводиться проверка (полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя, отчество налогоплательщика). Также в решении о проведении проверки указывается проверяемый период, предмет проверки (от этого зависит, какая именно будет проверка – выборочная или сплошная), состав проверяющих (должности, фамилии и инициалы инспекторов, которым поручено производство проверки). Решение заверяется печатью налогового органа.

При проведении этого вида проверки налоговые инспекторы проверяют документы первичного бухгалтерского учёта, регистры, отчетности и налоговые декларации, хозяйственные договоры и прилагаемые к ним акты. Кроме того, налоговиками осуществляется проверка внутренней документации организации (приказов, распоряжений, инструкций, протоколов и т.п.).

Проверяющими производится обследование различных предметов и всех используемых налогоплательщиком для получения дохода и связанных с содержанием объектов налогообложения помещений и территорий. Сотрудники ФНС, по сути, проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика, как по месту его деятельности, так и по месту расположения объектов налогообложения, но почти всегда вне налогового органа.

Инспекторы вправе провести проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за трёхлетний период, предшествующий году вынесения решения о проведении проверки.

В Приказе, вынесенном федеральной налоговой службой от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@, определена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Её составной частью являются «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Аналитиками налоговой службы производится анализ всей имеющейся у них в наличии информации о суммах исчисленных и уплаченных налогов для определения налогоплательщиков с уменьшающимися суммами начислений. Кроме того, при проверке показателей налоговой и бухгалтерской отчётности ими выявляются налогоплательщики со значительными отклонениями от показателей предыдущих периодов или от среднестатистических показателей налогоплательщиков с аналогичным видом деятельности,  а также выявляются причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.

Критерии представляют собой некие маркеры-показатели хозяйственной деятельности, с которыми налогоплательщик попадает в зону риска совершения налогового правонарушения и, как следствие, внимания налоговых органов – камера наезжает! Наличие этих показателей и служит основанием для включения его в план выездных проверок.

Всего критериев двенадцать.

Первый. В Приложении 3 отмеченного нами выше Приказа приведены показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Если налогоплательщик показывает налоговую нагрузку в процентном выражении ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности), т.е. его сумма уплаченных и задекларированных налогов за год разделённая на сумму полученной и обозначенной в отчете о прибылях и убытках выручки и умноженная на сто процентов ниже чем в указанном Приложении, то вполне вероятно пристальное внимание к правильности и своевременности его исчисления и уплаты.

Второй. Выявление на протяжении двух и более календарных лет убытков, отраженных в налоговой декларации (в зависимости от применяемого режима налогообложения) или в бухгалтерском отчете о прибылях и убытках.

Третий. Если имеется отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период и доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев, то возможна выездная проверка.

Четвёртый. Если налогоплательщик применяет общий режим налогообложения и уплачивает налог на прибыль организаций и при этом темп роста декларируемых расходов больше темпа роста реализационных доходов, которые он показывает в бухгалтерской отчетности в сравнении с предыдущим периодом, то это также может послужить основанием для включения в план проверок.

Пятый. Если налогоплательщик использует труд наёмных работников и при этом выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по такому же виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, то это также может послужить поводом для завышенной оценки рисков его деятельности.

Шестой. Налогоплательщики ЕСХН, ЕНВД и налога при УСН, должны следить за тем, чтобы  приближение к предельному значению установленных законодателем величин показателей, предоставляющих им право применять специальные налоговые режимы, не было менее 5%.

Одним необходимо следить за долей дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе, другим за площадями торговых залов и спальных мест, а также количеством автотранспорта, третьим ещё внимательнее следить за средней численностью наемных работников за отчетный период, остаточной стоимостью основных средств, долей участия других организаций да и собственно не забывать о предельной величине задекларированного дохода.

Седьмой. Налогоплательщик индивидуальный предприниматель, предоставляющий  в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ с отражением в ней суммы расходов приближённых к сумме доходов свыше 83 процентов также рискует попасть под пристальный объектив заинтересованных в этом лиц.

Восьмой. Организация деятельности на основе заключения договоров с «фирмами-однодневками» или посредниками без деловой цели, т.е. разумных экономических или иных законных причин вызывает подозрение, что эта деятельность направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.

Девятый. Допустим, что при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вынес требование представить пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию и направил об этом соответствующее уведомление. Если оно налогоплательщиком было проигнорировано, то этот факт тоже повод для попадания в список. Непредставление по запросу запрашиваемых документов или наличие сведений об их порче, также может привести к наезду, простите, выезду инспекторов с проверкой.

Десятый. Неоднократное (два раза и более) с момента своего создания снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением места нахождения, также служит основанием для выставления завышенной оценки критерия рисков. При этом имеется в виду не столько физическая смена адреса, сколько регистрационная.

Одиннадцатый. Рассчитанный на основе данных бухгалтерской отчетности уровень рентабельности активов и продаж не должен быть ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (по данным статистики на 10%).

И двенадцатый. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, т.е. имеющее недостаточно документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе партнёров по сделкам, также служит основанием для внесения такого неразборчивого в связях налогоплательщика в список для будущих выездных налоговых проверок.

У сотрудников ФНС есть два месяца для проведения выездной проверки. Срок  начинает исчисляться с даты вынесения решения о проведении выездной проверки. Он не зависит от времени нахождения на территории налогоплательщика. Кроме того, этот срок может быть продлён до четырех или шести месяцев, либо приостановлен на срок до шести или девяти месяцев.

Законодателем запрещено проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Проводящие выездную налоговую проверку инспекторы вправе проводить истребование документов не только у налогоплательщика, но и у его партнёров и иных лиц, которые, по их мнению, могут обладать необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика. Также в рамках применения мер налогового контроля возможно проведение допросов свидетелей, назначение экспертизы, выемки документов и предметов, проведение осмотра, инвентаризации имущества, а также привлечение специалиста и переводчика.

Кроме этого, в ходе выездной проверки инспекторы вправе запросить у налогоплательщика пояснения по фактам, которые свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях, имеющих значительный характер.

В последний день выездной налоговой проверки её руководитель составляет справку о проверке с указанием её предмета и сроков проведения.  Акт проверки составляется в течении двух месяцев после составления справки. В акте должны быть указаны, как документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (с ссылками на бухгалтерские документы), так и выводы с предложениями по устранению выявленных нарушений. Также должна быть разъяснена и ответственность за них (с ссылками на статьи Налогового Кодекса). Не позднее пяти дней с даты акта он вручается налогоплательщику. При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик имеет право в течение месяца представить в налоговый орган свои письменные возражения по нему.

Руководитель налогового органа в течение десяти дней рассматривает представленные документы идалее процесс полностью сходен с процессом, описанным в главе о производстве камеральной налоговой проверки.

Так же одним из видов мероприятий налогового контроля,используемых проверяющими в ходе выездной проверки, может быть сопоставление экземпляров одного и того же документа (допустим, накладных на отпуск материальных ценностей), но находящихся при этом либо в разных, но взаимодействующих друг с другом организациях, либо в разных филиалах одной и той же фирмы, проверяющий сверяет их идентичность. Количество отпущенного материала, единица измерения, цена и т.п. на всех экземплярах должны быть одинаковыми. Отсутствие нужного количества или расхождение сведений в документах будет являться признаком не документирования деятельность и как следствие – сокрытия доходов.

И тогда вновь происходит стремительное уменьшение фокусного расстояния, искусственное приближение к объекту пристального внимания, но отнюдь не для выражения своего искреннего им восхищения – налоговая выезжает!



Юристы-Эксперты