Обжалование актов (решений) налогового органа

Актами налогового органа называются не только акты налогового органа, составленные в порядке ст. 100 Налогового кодекса РФ (НК РФ) по результатам проведенной налоговой проверки, но и все решения принятые налоговым органом по итогам рассмотрения результатов и материалов налоговой проверки  или мероприятий налогового контроля.

Причем, согласно процессуальным положениям, установленным налоговым законодательством и арбитражно-процессуальным законодательством РФ обжалованию подлежат только решения вынесенные налоговым органом.

Для справки необходимо отметить, что обжаловаться помимо вынесенных решений налогового органа также могут и иные документы выставленные или принятые налоговым органом. Например решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика или требование об уплате налога. А также можно обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налогового органа по любому вопросу.

А что касается акта налогового органа составленного по результатам проведенной налоговой проверки, то согласно Налогового кодекса РФ,  жалобу на него подать нельзя, но можно представить письменные возражения в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ или согласно п. 2 ст. 101 НК РФ заявить устное несогласие в виде пояснений в ходе рассмотрения результатов материалов налоговой проверки.

Процедура оспаривания (обжалования) актов и решений налогового органа установлена Налоговым Кодексом РФ – это статьи 100 и 101, 101.4, главы 19 и 20, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в частности главой 24, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Гражданским процессуальным кодексом РФ, в частности главой 25, для физических лиц, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Для того чтобы оспорить акт или решение налогового органа, необходимо в-первую очередь подать соответствующий процессуальный документ в налоговый орган принявший обжалуемый документ.

Если хотите обжаловать изначально акт налогового органа, составленный по итогам налоговой проверки, а это является правом налогоплательщика, а не обязанностью. То подайте подготовленные письменные возражения в налоговый орган не позднее даты рассмотрения результатов и материалов налоговой проверки. И это в определенных случаях очень даже помогает избежать дальнейших досудебных и судебных разбирательств с налоговым органом.

После рассмотрения материалов и результатов налоговой проверки с учетом представленных письменных возражений и (или) устных пояснений, при их наличии, будет вынесено соответствующее решение, которое в последующем может быть обжаловано.

При чем, при обжаловании решения налогового органа предусмотрено обязательное досудебное обжалование. То есть перед тем как обратиться в арбитражный суд или суд общей юрисдикции налогоплательщик обязан обжаловать решение налогового органа в апелляционном порядке или в обычном в вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ).

Что касается порядка досудебного порядка обжалования акта ненормативногоправового акта налогового органа, который на сегодняшний день является обязательным. То в Управление ФНС по субъекту РФ, через территориальный налоговый орган, принявший обжалуемое решение, может быть подана жалоба или апелляционная жалоба на решение налогового органа.

Апелляционная жалобанаправляетсяв течение одного месяца после дня вручения решения территориальной налоговойинспекцииналогоплательщику, то  есть до даты вступления в законную силу этого решения.

Если же решение налоговойинспекции вступило в законную силу, и оно в апелляционном порядке не обжаловалось, то жалоба на такое решение может быть подана в течение одного года со дня его принятия.

Срок для рассмотрения Управлением ФНС по субъекту РФ жалобыили апелляционной жалобы на решение территориального налогового органа составляет один месяца, с даты получениявышестоящим налоговым органом.Причем вышестоящий налоговый орган (ВНО) можетпродлить срокрассмотрения жалобы быть еще на один месяц, например для того чтобы получить необходимую информацию и документы у нижестоящего налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы или апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган, рассматривавший ее, принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения,а решение признает законным;
  • удовлетворяет жалобу частично, а решение отменяется частично;
  • удовлетворяет жалобу полностью, а решение отменяется полностью;
  • решение отменяется полностью при нарушении процедуры вынесения решения, материалы проверки рассматриваются заново, и выносится новое решение.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, не вступившее ранее в законную силу решение вступит в силу со дня принятия решения УФНС по субъекту РФ.

И только после принятия решения вышестоящим налоговым органом или истечения срока для его принятия, если УФНС не удовлетворило позицию налогоплательщика, можно обращаться в суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным.

Срок для обращения в суд составляет три месяца, со дня когда лицо узнало о нарушении его прав, в данном случае это с даты получения решения вышестоящего налогового органа.

Основания для оспаривания решений (актов) налогового органа бывают двух видов:

  • процессуальные;
  • материальные.

На сегодняшний день основным процессуальным нарушением является грубое нарушение прав налогоплательщика, в виде ненадлежащего уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также ненадлежащее или в неустановленный срок ознакомление с материалами налоговый проверки.

А также необходимо отметить, что с 2014 года у вышестоящего налогового органа рассматривающего жалобу (апелляционную жалобу) появилось право отменить решение нижестоящего налогового органа, при наличии процессуальных оснований для отмены, рассмотреть материалы налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ и вынести новое решение.

Исходя из чего, теперь практически невозможно отменить решение налогового органа по процессуальным основаниям в суде.

Это обуславливается, также еще одним нововведением. Суд не будет рассматривать заявление об оспаривании решения налогового органа в той части, которая не обжаловалась в досудебном порядке.

Таким образом, в жалобе (апелляционной жалобе) в вышестоящий налоговый орган необходимо отражать все доводы по всем возможным обстоятельствам.

Что касается материальных оснований для оспаривания решений (актов) налогового органа, то к данным основаниям могут относиться любые основания, касающиеся налогового законодательства РФ и осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Например, если налоговым органом выявлена необоснованная налоговая выгода, на которую очень любят ссылаться проверяющие, то необходимо обосновывать, почему был выбран тот или иной контрагент,  сделка была реальная и товар или работы (услуги) были реально поставлены или выполнены (оказаны), а наличие активов или персонала достаточно для осуществления предпринимательской деятельности.

Также к наиболее часто встречающимся вариантам для оспаривания актов налогового органа по материальным основаниям являются:

  • не подтвержденная«встречная проверка», а фактически деятельность между налогоплательщиком и контрагентом осуществлялась, что необходимо подтвердить доказательствами;
  • не подтверждена документально расходная часть деятельности налогоплательщика, для оспаривания этого обстоятельства необходимо наличие правильно оформленной первичной документации;
  • при привлечении к налоговой ответственности по статьям 119 и 122 НК РФ удастся добиться своего, только если есть подтверждение отправки налоговой отчетности в налоговый орган и уплаты налога или отсутствие необходимости по уплате налога;
  • наличие смягчающих обстоятельств также является альтернативной оспорить акт (решение) налогового органа частично при привлечении к налоговой ответственности (начисление штрафных санкций);
  • иные основания и обстоятельства, согласно которым налогоплательщик в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации прав.

При оспаривании актов (решений) налогового органа есть ряд нюансов, которые не будут написаны в законе, а сложились из практики обжалования ненормативных правовых актов (решений) налогового органа.

Так свою правоту налогоплательщику придется доказывать самому. Хотя при этом согласно процессуальному законодательству по обжалованию решений и актов налогового органа установлено, что наоборот налоговая инспекция должна доказать виновность налогоплательщика и обоснованность доначисления налогов. Но как показывает практика, всё происходит, наоборот, при наличии презумпции невинности, налогоплательщик доказывает свою правоту и что он не виноват.

При применении общей системы налогообложения и имея очень часто дело с налоговыми вычетами по НДС, налогоплательщику необходимо учитывать положения и порядок, устанавливающий необоснованную налоговую выгоду по Постановлению № 53 Пленума ВАС от 12.10.2006 года. Так как налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки по налоговой декларации по НДС с заявленной суммой к возмещению или по результатам выездной налоговой проверки проведенной, в том числе в отношении налога на добавленную стоимость, обязательно при отказе в возмещении НДС или доначисления НДС будет использовано Постановление № 53 Пленума ВАС от 12.10.2006 года.

Обжаловать результаты камеральной налоговой проверкилегче, чем результаты выездной налоговой проверки. Так как камеральная налоговая проверка проводится фактически по времени меньше, у должностных лиц отдела выездных проверок налогового органа больше полномочий чем у должностного лица отдела камеральных провероки как правило «выездник» будет поопытнее чем «камеральщик».

Если по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по одному налоговому периоду налоговый орган возместил НДС или у налогового органа не возникло претензий, то не факт что по результатам КНП по следующему налоговому периоду налоговый орган не попытается отказать в возмещении НДС или у налогового органа возникнут претензии по тем же самым контрагентам или по аналогичным операциям. И ссылаться на это как на доказательство бессмысленно, так как это разные налоговые периоды и разные налоговые проверки. При этом если проводить параллель с налоговой инспекцией, то у налогового органа есть такое право, как опираться на результаты мероприятий налогового контроля, проведенные ранее до начала камеральной налоговой проверки.

Кроме того, должностное лицоналогового органа в рамках «документальной» налоговой проверки имеет право перепроверить налоговые декларации, по которым уже было принято вступившее в законную силу решение, например решение о возмещении налога на добавленную стоимость.

Налоговые споры, с учетом неблагоприятной экономической ситуации как внутри страны, так и во всем мире, становятся все проблематичнее и сложнее.  Так как при налоговых  спорах зачастую затрагивается обязанность по исчислению и уплате налогов, а соответственно бюджет РФ и интересы государства.

В заключение хотелось бы отметить, что знать процессуальные нормы по оспариванию актов и решений по результатам налоговой проверки будет не достаточно для того, чтобы добиться своей правоты. Здесь понадобятся высококвалифицированные познания, как в области налогового права, так и в иных отраслях права, а также необходимый опыт по оспариванию актов налогового органа.



Юристы-Эксперты