Оспаривание результатов налоговой проверки

Оспорить результаты налоговой проверки, можно двумя способами. В досудебном порядке и путем обращения в суд. Но в силу процессуального налогового законодательства второй способ невозможен без первого. То есть нельзя обратиться в суд с заявлением без обращения с жалобой или апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Налоговая проверка – это контрольные действия и мероприятия должностных лиц налогового органа по проверке правильности исчисления налогоплательщиком налога в бюджет государства.

Согласно действующего налогового законодательства РФ существует два вида налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Процедура проведения и результативность данных двух видов налоговых проверок различны. Но процедура оспаривания результатов налоговой проверки идентичная.

И так по результатам проведенной налоговой проверки, без разницы камеральной или выездной,выносится решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом для налогоплательщика второе принимаемое решение также может нести в себе негативный характер.

В случае если отказывается в возмещении НДС по результатам налоговой проверки, то выносится решение об отказе в возмещении НДС полностью или частично. Такое решение выносится одновременно с решением о привлечении или об отказе в привлечении.

Вышеуказанные решения налогового органа как раз и являются конечными результатами налоговой проверки, которые могут быть оспорены.

После того как налоговым органом вынесено решение о привлечение к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, такое решение должно быть надлежащим образом вручено (лично под роспись или заказной почтовой корреспонденцией) налогоплательщику. Со днянадлежащего вручения начинается течь срок для его оспаривания (обжалования).

Обязательное досудебное обжалование решения налогового органа возможно двумя способами.

Первый, это апелляционное обжалование, то есть обжалование решения налогового органа, не вступившего в силу. Решение вступает в законную силу по истечению месяца с даты надлежащего его вручения. То есть апелляционную жалобу подают в налоговый орган в течение месяца с его вручения налогоплательщику.

И второй способ, это неапелляционное обжалование в обычном порядке путем подачи жалобы на решение не позднее одного года со дня его вынесения налоговым органом.

И при первом способе досудебного обжалования результатов налоговой проверки и при втором необходимо подавать жалобу (апелляционную жалобу) в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. После чего территориальный налоговый орган направляет представленную жалобу и необходимые материалы проверки в вышестоящий налоговый орган. И именно с даты получения жалобы (апелляционной жалобы) начинает течь срок для рассмотрения такой жалобы УФНС по субъекту РФ. Данный срок составляет один месяц плюс еще один месяц, если УФНС не хватило времени и материалов для рассмотрения жалобы.

Порядок рассмотрения и вынесения решения вышестоящим налоговым органом определен главами 19 и 20 Налогового кодекса РФ. УФНС может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения или отменить решение нижестоящего налогового органа в связи с нарушением процедуры его вынесения, а потом заново рассмотреть материалы налоговой проверки и вынести новое решение, которое зачастую идентично по содержанию и результативной части отмененного ранее решения.

После того как ВНО рассмотрит жалобу (апелляционную жалобу) и вынесет решение не удовлетворяющую позицию заявителя-налогоплательщика или истечет срок для вынесения решения УФНС, то у такого налогоплательщика возникает процессуально обоснованное право для обращения в суд за оспариванием не только решения территориального фискального органа, но и решения его вышестоящего налогового органа.

Срок для обращения в суд с заявлением составляет три месяца с даты, когда лицо узнало о нарушении его прав и законных интересов. То есть с даты получения решения УФНС по субъекту РФ по ранее направленной жалобе (апелляционной жалобе) или истечения срока для принятия такого решения.

При этом необходимо отметить, что пропущенный срок для обращения, как в УФНС, так и в суд, могут быть восстановлены по ходатайству заявителя с указанием уважительности причин пропуска срока.

Судебное разбирательство по оспариванию результатов налоговой проверки происходит по правилам искового судопроизводства. С назначением судебных заседаний, объявления перерывов, проведения экспертиз при необходимости, заявлением необходимых ходатайств, заявлений, дополнений, уточнений, представлением доказательств, проведения прений и даже возможно заключение мирового соглашения.

При этом ходя и предусмотрено процессуальным законодательством (АПК РФ и ГПК РФ), что законность принятого решения и вину налогоплательщика должен доказать налоговый орган. Но как показывает практика в ходе судебных тяжб присутствует полная судебная состязательность. То есть заявитель-налогоплательщик должен обосновать почему он прав и доказать что решение (результаты) налоговой проверки не законы и недействительны.

А также при оспаривании результатов налоговой проверки в судебном порядке, после вынесения решения суда первой инстанции, у каждой из стороны есть право обжаловать такое решение в апелляционном порядке, в кассации и даже в Верховном суде РФ.

Кроме того, нередко нашими юристами используется такой рычаг, как обжалование результатов (решения) налоговой проверки и решение УФНС в еще один вышестоящий налоговый орган, которым является Федеральная налоговая служба (г. Москва). В определенных случаях, такой инструмент действует как катализатор сговорчивости налоговых инспекторов на местах. И ради отзыва налогоплательщиком ранее направленной жалобы должностные лица налогового органа готовы на переоценку своих взглядов в части предъявлений претензий к налогоплательщику.

Подводя итог, хотелось бы всё-таки резюмировать, что лучше не доводить до оспаривания результатов налоговой проверки. А пытаться урегулировать спор до его возникновения (принятия негативного решения налогового органа) или разрешить с минимальными потерями.

Как показывает практика, в последнее время всё больше налоговых споров разрешаются не в пользу налогоплательщика. Это связано и с тем, что улучшается качество проводимых налоговых проверок и с тем, что бизнесмены пытаются сэкономить на налоговых юристах. Так не каждый юрист готов добросовестно и качественно отстоять права своего работодателя или клиента по спорам с налоговыми органами.



Юристы-Эксперты