Налоговые преступления

Налоговые преступления подразумевают под собой уголовно наказуемые проступки, к таковым относятся:

  • непредставление налоговой декларации либо включение в неё ложных сведений, имевшее своей целью уклонение от уплаты налогов физическим лицом или организацией совершенное в крупном размере.
  • не перечисление из-за личной заинтересованности налоговым агентом налогов, которые он должен был удержать и перечислить с дохода налогоплательщика.
  • укрывательство имущества индивидуального предпринимателя или организации, за счет которого должны были быть уплачены налоги или сборы.

До недавнего времени, во исполнение тезиса Президента о прекращении закошмаривания бизнеса, налоговые правонарушения выявлялись в результате применения ИФНС методов налогового контроля.

Выявление налогового правонарушения, подпадающего под рамки уголовно наказуемого деяния, предполагало направление нарушителю требования об уплате недоплаченного налога. В этом же требовании налогоплательщик или налоговый агента предупреждался о том, что в случае неуплаты установленных пеней, налогов и штрафов, материалы будут переданы в следственный комитет РФ. Такое требование должно было быть исполнено в течение двух месяцев.

Возбуждение налоговых уголовных дел при таком подходе, по сравнению с периодом, когда кошмарить бизнес являлось делом привычным, было пущено на самотёк, и количество возбужденных дел снизилось в  двадцать пять раз.

Так обстояло дело до октября прошлого года. 22 октября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон N 308-ФЗ. С этого времени поводом для возбуждения уголовного дела стало также и сообщение органов дознания об обнаружении признаков состава преступления.Возможно, что государство запустило процесс обратного закошмаривания. Согласно УПК предварительное следствие производится следователем Следственного Комитета РФ.

Уголовное дело по налоговым преступлениям может быть возбуждено как по рапорту оперативного сотрудника МВД РФ, так и по заявлению бывшего работника организации или информации размещённой в средствах массовой информации.

Заключение налогового органа, на сегодняшний день, не является для следователя единственным основанием для возбуждения уголовного дела. Получив сообщение о преступлении из органов дознания, следователь, в течение трёх суток, запрашивает из ФНС информацию о том, есть ли у налоговиков какие-либо претензии к указанному лицу, а также расчёт размера возможной недоимки. В течение пятнадцати суток налоговая должна предоставить ответ. У следователя всего тридцать суток на проверку сообщения о предполагаемом налоговом преступлении. При наличии признаков состава преступления он вправе, не дожидаясь ответа и заключения налоговой, возбудить дело о налоговом преступлении. При этом размер недоимки, подлежащей уплаты государству, определяется самим следователем

Причем, порой налоговый орган просто не в состоянии осуществить проверку и расчет недоимки за смехотворно короткий двухнедельный срок.

Следовательно, лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, должно ориентироваться только на предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, рассчитанный следователем самостоятельно!

Налоговый орган не прекращает дело о налоговом правонарушении в случае возбуждения уголовного дела.

Привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления всегда когда-нибудь происходит в первый раз. В этом случае если подозреваемый выплачивает сумму недоимки добровольно, то уголовное дело подлежит прекращению следователем или судом. Как уже отмечалось выше, расчет недоимки производит следователь. Он хотя и запрашивает налоговый орган, и ФНС представляет свой вариант расчета задолженности перед бюджетом, но этот расчет налоговиков не является обязательным документом для привлечения, т.е. как возбуждение уголовного дела, так и его прекращение возможно без участия налоговых органов. Итоговый размер налоговой задолженности также определяется следователем.

Неуплата налогов в крупном размере в соответствии с Пленумом Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64, подразумевает неуплату именно налога, т.е., согласно разъяснения, пеня и штраф не входят в сумму определяющую границу крупного размера и привлечения к ответственности.

Срок давности по налоговым преступлениям увеличился с трех лет до десяти, поскольку ранее возбуждение уголовного дела зависело от налоговиков, которые могли осуществлять проверку коммерческой деятельности лица только за три предшествующих года. Следственный комитет не связан таким сроком.

Налоговое преступление совершенное физлицом относится к категории средней тяжести, а уклонение от уплаты налогов совершенное организацией – к категории тяжких преступлений. Как следствие, срок давности увеличивается в первом случае до шести, а во втором до десяти лет.

Привлечение юридического лица к уголовной ответственности за налоговое преступление не освобождает его руководителей, в случае наличия состава преступления, от ответственности по статьям Гражданского Кодекса России.

Органы ФНС помимо привлечения к уголовной ответственности должностного лица организации могут обратиться в суд с иском в рамках гражданского судопроизводства о взыскании налоговой недоимки непосредственного с руководителя коммерческой структуры.

Судебная практика по налоговым преступлениям идет по пути взыскания недоимки, квалифицируемой как вред бюджету РФ, даже и в тех случаях, когда уголовное дело прекращено по истечению сроков давности. Кроме того, что участие в предварительном следствии само по себе малопривлекательная процедура, незадачливому руководителю предстоит пережить и наложение ареста на личное имущество в рамках обеспечения требований по гражданскому иску ФНС.

К уголовной ответственности за налоговые преступления привлекаются не только руководители и главные бухгалтера, но и собственники бизнеса, финдиректора, а также иные лица, так или иначе участвовавшие в принятии решений по невыплате налогов.

Угроза возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов возможно станет своеобразным, но эффективным способом пополнения бюджета. Как показывает судебная практика, в арбитраже налоговая проигрывает более половины своих дел. Практика же вынесения оправдательных приговоров в Российских судах, мягко говоря, не велика.

Обычно за юридической консультацией  обращаются после налоговой проверки, с целью оспорить налоговые расчеты в суде или у вышестоящего налоговика. Этот метод при попытке привлечения к уголовной ответственности может привести к фатальной ошибке. Общение со следователем без адвоката чревато попаданием в ситуацию, исправить последствия которой будет уже невозможно.

Обращаться за юридической поддержкой необходимо на начальном этапе проверки коммерческой деятельности следственными органами.



Юристы-Эксперты