Камеральная налоговая проверка

Как оспорить результат камеральной проверки

Наличие обстоятельств указывающих на проведение в отношении налогоплательщика налоговой проверки восхищения не вызывает, но и не должно вселять в его сердце неуверенность в завтрашнем дне, поскольку предмет камеральной (кабинетной) проверки строго ограничен налогом (сбором), по которому контрагентом представлена отчётность по месту своего налогового учёта, и охватывает он только соответствующий отчетный период.

К тому же сама проверка не может длиться больше трёх месяцев, начиная со следующего дня после сдачи документов.

Камеральная проверка — это проверка в автоматизированной базе налоговой инспекции (системе ЭОД ГНИВЦ ФНС РФ соответствующей версии) правильности соотношений в представленной налогоплательщиком декларации (расчете) одних показателей относительно других показателей этой же отчетности. Кроме проверки соответствия соотношений внутри одного документа, которые обычно проводит программа, проводится междокументная проверка соотношений в иных документах, в том числе представленных в ИФНС ранее. Причем сверка документов с документами обычно производится налоговым инспектором вручную.

Если декларация, представленная в налоговую инспекцию, составлена грамотно, расчёты проведены без ошибок, противоречий между сведениями в представленных документах нет, несоответствий их данным, которые уже есть у налоговиков также не имеется, т.е. на всей представленной документации, лежит печать серьёзности и высокой квалификации специалиста в налоговом праве, то и оснований для проведения углублённой камеральной проверки не будет. В этом случае решение проверяющим инспектором не выносится и, как следствие, акт проверки не составляется – камера отъезжает!

Если же в результате проверки обнаружено, что:

  1. имеются несоответствия в тех или иных расчётах, цифрах, а также есть расхождения между отчётностью и приложенными документами;
  2. декларация подана с опозданием;
  3. в представленной уточнённой декларации (расчёте) изменена сумма налога, подлежащего уплате;
  4. в отношении налогоплательщика в ИФНС имеются запросы из других налоговых органов, органов внутренних дел и т.д.;
  5. налогоплательщик включен в базу данных «фирм-однодневок» или другие подобные «чёрные списки»;
  6. в представленной отчетности сумма налога заявлена либо к уменьшению, либо к возмещению (например, по НДС);
  7. в представленной отчетности заявлено право на льготы (т.е. за счёт применения льгот уменьшается сумма подлежащего уплате налога);
  8. в поданной декларации налог связан с использованием природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог);
  9. наряду с декларацией (расчетом) поданы документы, подтверждающие представленный расчет налога (авансового платежа).

Тогда в этих и некоторых других, как обязательных (например, участники консолидированной группы налогоплательщиков (допустим, инвестиционного товарищества) представили декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ) так и необязательных, случаях, основания для проведения углублённой камеральной налоговой проверки выходят из области теоретической в область практическую.

Поскольку, согласно действующего законодательства, камеральная проверка может быть проведена в полном (читай: углублённом) объеме по любой декларации (расчету), то и действия проверяющих зависят от того, обнаружат ли они основания для углубленной камеральной проверки или нет.

Если оснований нет, то, как было указано выше, на нет и суда нет. Но если основания вдруг появляются, то они могут быть разделены на формальные и неформальные.

Формальные основания возникают, в основном, в тех случаях, когда налогоплательщик хочет что-то изменить, уменьшить, сделать льготным, словом, тем или иным способом заявить о наличии возможности заплатить законно меньше. В этих случаях мероприятия налогового контроля в виде истребования документов, подтверждающих законность притязаний, несомненно, будут осуществлены налоговым инспектором.

Неформальные основания для углублённой камеральной налоговой проверки возникают в результате выявления противоречий, ошибок или несоответствий в поданных отчётных документах. В этой ситуации проверяющий законодательно обязан направить налогоплательщику сообщение с требованием представить объяснения или внести соответствующие исправления, представив уточнённую декларацию или расчёт.

В течение пяти рабочих дней налогоплательщик может сдать уточнённые сведения и представить в ФНС свои пояснения. Если же налогоплательщик считает, что оснований для представления уточнённой декларации нет, то он может просто представить пояснения, приложив документы, обосновывающие его позицию.

Конечно, необходимо понимать, что в том случае, если представленные сведения будут признаны инспектором недостаточными, он имеет право в рамках проведения мероприятий налогового контроля вызвать налогоплательщика для дачи пояснений.

Если после представления необходимых сведений и пояснений нарушения налогового законодательства не обнаружены, то «камера отъезжает», точно также, как и в случае первоначальной автоматической проверки, описанном нами выше.

Акт камеральной проверки составляется и не позднее 5 рабочих дней должен быть вручён налогоплательщику, если инспектор выявил факты нарушения налогового законодательства. Срок принесения возражений по акту составляет один месяц (и ещё один месяц в случае продления срока камеральной проверки).

Собранные проверяющим материалы, отражающие меру, степень и глубину налогового правонарушения, должны быть рассмотрены и в результате должно быть принято решение. О месте и времени рассмотрения обязательно должен быть уведомлён налогоплательщик. В результате рассмотрения руководителем налогового органа всех сведений, принимается одно из трех возможных решений: о привлечении к ответственности, об отказе в привлечении или о недостаточности сведений для принятия того либо другого решения (в этом случае рассмотрение либо откладывается, либо сроки проверки продлеваются, либо проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, либо вызываются свидетели, привлекаются эксперты или специалисты).

Не позднее опять же пяти рабочих дней решение вручается налогоплательщику. В течение месяца он может его обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем налоговом органе и только потом (если по-прежнему будет с ним не согласен) в суде.

Более подробную информацию о камеральной налоговой проверке.



Юристы-Эксперты